Рус  |   Eng  |   中文
The Far Eastern Federal District
The Privolzhsky Federal District
The North-Western Federal District
The Siberian Federal District
The Ural Federal District
The Central Federal District
The Southern Federal District
 

Altai Territory

Altai districtMonument to the Victims of Political RepressionThe complex of  construction silver melting factoryEnsemble mining industrial area, XIX century.

The Subject of the Russian Federation:
Altai Territory

Federal District: The Siberian Federal District

Area: 167 996 km2
Population: 2 491 627 persons.

Emblem
Emblem

Flag
Flag



Description

Unique nature and climate conditions with well-preserved historical-cultural heritage attract a great amount of travelers to the Altai Krai.

Various nature landscapes, presence of mountain rivers for rafting, places for fishing, hunting, more than 5000 historical monuments gives an opportunity to diversify your journey.

You can have a good rest and improve your health in the famous federal health resort “Belokurikha”.

Creation of a special economic zone of the tourist-recreational type “Turquoise Katun” and a gambling zone “Siberian Coin” make the Altai Krai a national tourist center that should be certainly visited by every traveler. 

More than 1 million tourists spend their holidays here every year and every time open this amazing krai in a new way. Open the Altai treasures yourselves.

Altai Krai  the subject of the Russian Federation.

Administrative center — Barnaul that is inhabited by 26% of the whole population of the Krai.

It was formed on the 28th of September, 1937.

The Krai borders with the Novosibirsk Oblast in the north, the Kemerovo Oblast in the east, the Republic of Altai in the south-east and the state border with the Republic of Kazakhstan in the south-west and west.

Constant population size is approximately 2,5 million people. The peculiarity of the region is a high part of rural population – 46.3%.

There are 12 city districts and 60 rural areas on the territory of the region. Except Barnaul, large cities are Biisk and Rubtsovsk.

History

The first Russians arrived to the Upper Ob valley and Altai foothills in the second part of XVll century.

Settlement of Altai became quicker after the Beloyarskaya (1717) and the Bikatunskaya (1718) fortresses were built to protect against the warlike nomads djungars. Long Northern War with Sweden rose a number of problems for Russia, one of which is receipt of own metala and especially copper that is necessary for guns production, coining, bells casting.

 Altai had been known as the region of metals production since olden times. The largest Ural factory owner Akinfiy Demidov used this fact – on the 21st of September, 1729 the first plant in the Altai metallurgy, the Kolivano-Voskresensky Plant, was launched. Altai was also rich in silver. In 1744 Demidov’s people set to silver-refining production. In 1747 the empress Elizaveta Petrovna issued a decree, according to which Altai was given to the Russian tsars for individual ownership. The Alexander Nevsky’s tomb was made out of the Altai silver and weighed 90 poods. Nowadays it is in the Hermitage Museum.

 By the end of XVlll century there were 8 mining and smelting plants in the region. Annual silver smelting reached 1 000 poods. In the second half of XVIII – beginning of XIX centuries the Zmeinogorsky mine was the main supplier of silver ores. The Kolivano-Voskresensky ( since 1834 – The Altai) mountain district that was formed in the second half of XVIII is a territory, included modern Altai Krai, the Novosibirsk and Kemerovo Oblasts, part of the Tomsk Oblast and part of the Eastern-Kazakhstan Oblast of the Republic of Kazakhstan, with total area more than 500 thousand sq km.

In the end of the XVIII century such important deposits of semi-precious stones were open in Altai and make it world-famous, as the Korgonskoye, Revnevskoye, Beloretskoye and Goltsovskoye.

In 1786 stone cutting industry began to develop in the region. It specialized in manufacturing of large products: vases, candelabra, fireplaces and others. The famous “Empress of Vases” that decorates one of the Hermitage halls was manufactured there. It was made out of the Revnevskaya jasper.

In the first half of the XIX century Altai was at the first place in Russia, according to production of silver, second place – copper, third place – gold. In 1806 along with Ekaterinburg Barnaul was officially recognized as a mountain city. After 1861 mountain industry that was the main branch of the region’s economy faced the crisis.

From the beginning of the 1870s unprofitability of plants grew irrepressibly and by the end of the century almost all of them were closed and the main economy of Altai became agriculture.

By 1915 the Altai railroad had been constructed. Events of 1917-1919 caused the establishment of the Soviet rule in Altai. In June, 1917 the Altai province with the center in Barnaul city was formed. It existed until 1925. From 1925 to 1937 the territory of Altai was a part of the Siberian Krai, from 1930 to 1937 – part of the West-Siberian Krai. On the 28th of September, 1937 the Central Committee of the USSR decreed to divide the West-Siberian Krai in the Novossibirskkaya Oblast and the Altai Krai with the center in Barnaul city.

It was necessary to reorganize work of the whole national economy, because of the Great Patriotic War. The Altai Krai accepted more than 100 evacuated enterprises from the western regions of the country. Nowadays the Altai Krai is a dynamically developing region with modern industrial manufacture, agriculture and rapid developing tourism.

Geographical location, natural resources, climate

The Altai Krai is situated in the south-west of the Western Siberia, on boundaries of the continental Asia, 3 419 km from Moscow. Total territory of the krai is 168 thousand sq km.

Two types of landscapes dominate in the krai: in the east – mountains, in the west – steppes. There are rich flora and fauna.

 There are almost all natural zones of Russia in the krai: steppe and forest-steppe, taiga, mountains and rich river ecosystems. 

The climate of the Altai Krai is temperate-continental with hot summer and cold winter. Sumer in mountains is colder, than in plains of the krai and winter is, on the contrary, softer. Due to such peculiarities of climate there are large gardens in foothills and low-mountain part of the krai, where bumper harvest of fruits and berries is cropped. Average temperature in January -17,6 ˚C, in July +18,4 ˚C. Precipitation is 250-350 mm per year. On the average the sun is shining 2000 – 2300 hours per year.

The krai is famous for unique deposits of jasper, malachite, porphyries, marbles, and granites.

The region is rich in forest resources. Forest fund is more than 1/5 of the territory of the krai and covers area of 3 440,4 thousand hectares.

Among 13000 lakes the largest one is the Kuludinskoye. Its square is 728 sq km. The largest rivers are Biya, Katun, Ob, Aley and Charysh. The Altai Krai has valuable therapeutic resources. Mineral medicinal and medicinal drinking water, sulfide silt muds, medicinal properties of the climate, herbs, pant baths and others are used.

Many ecological liqueurs and broths, balsams, sea-buckthorn oil, pantocrine, honey and propolis are made on the base of herbs.

Flora in the Altai Krai numbers 1 184 species of plants. The group of herbs is the largest one. Among them about 100 species are widely used in medicine, including: golden root (snowdown rose), maral root (rhaponticum carthamoides), red root (tick trefoil), Mary’s root (Paeonia anomala L.), origanum, St. John’s wort, the Ural lucocrice and others.

About 90 species of mammals and more than 290 species of birds live in Altai. Some of them (Pallas’ cat, marbles polecat, cranes and others) are in the Red book.

Industry

Nowadays Barnaul is one of the leaders of the Siberian federal district, according to provision citizens with trade grounds and launching of modern shopping centers.

In the city about 300 thousand people are occupied in the real sector of economy. Every third worker gets the income in the sphere of small and medium entrepreneurship. It concerns more than 10 thousand operating enterprises – from chemist’s and workshops to complex science intensive manufactures.

The city began its history as a mountain one, continues as a merchant’s. Many decades ago it got back the status of an industrial center. Wartime left an approved manufacture to the city that switched from defensive products to peaceful ones.

Nowadays industry, building, energy, food and drugs production are developed in the city. An industrial potential of the krai’s capital is created by such enterprises, as the “Altai Plant of Precision Goods”, the “Plant of Aluminum Casting”, the “Plant of Fuel Pumps”, “Altaigeomash”, “Sibenergomash”, the “Altai Tyre Company”, the “Barnaul Machine-tool Plant” holding, the “Altai Transformer Plant”, the Altai instrument making plant “Rotor”, “Barnaultransmash”, the “Barnaul Radio Plant”, the “Barnaul Plant of Large-panel House Building”, “Betoform”, “Housing initiative”, “BMK Altai Melangist”, “Plavych”, “Pava”, “Altai Wealth”, “AgroSib-Razdolye”, the “Barnaul Dairy Complex”, “Altaiholod”, “Malavit”, “Altai Buket” and others. 

Production, manufactured by the Barnaul plants, exported abroad.

Agriculture

 Altai Territory is one of the major agricultural regions, not only in the Siberian federal district, but also in the Russian Federation. Main branches of agriculture are grain production, animal husbandry, forage production, and also maral breeding and bee keeping.

The region is at the third place in Russia, according to a number of cattle, and ranks one of the leading places, according to pigs and horses number.

Transportation

Two federal transport motor highways that connect western and eastern regions of the country cross the territory of the krai and provide with ways to Kazakhstan, Mongolia and Central Asian countries.

The international airport in Barnaul city can accept all kinds of aircrafts with weight up to 350 tonnes.

There are 781 km of navigable river ways and two operating river ports (Barnaul, Biisk) on the territory of the krai.

Types of tourism, existing in the region

  • Cultural and informative tourism
  • Health-improving tourism
  • Ecological tourism
  • Hunting and fishing
  • Active holidays

Attractions

  1. Altai State Regional Historical Museum
  2. State Art Museum
  3. St. Basil's Cathedral
  4. Znamenskaya Church
  5. Nikolskaya Church
  6. Botanical garden
  7. Barnaul planetarium

Famous natives

  • Kalashnikov Michael Timofeevich — an outstanding inventor, the Hero of Socialist Labour twice, main designer of the Izhevsk small arms factory.  
  • Titov German Stepanovich — a space-pilot of the USSR, the Hero of the Soviet Union, Colonel General of aviation.
  • Shukshin Valery Makarovich – a Russian Soviet writer, film director, actor, script writer.
  • Zolotukhin Valery Sergeevich – a Soviet and Russian theater and film actor, People’s actor of Russia.

Telephones for emergency situations

Common hotline of the Ministry of Emergency Situations in the Altai Krai – (3852) 63-9207

 Sources of getting information about touristic opportunities in the region

Social-counseling center of the local authorities of Barnaul city – (3852) 29-1075, (3852) 29-1076

Official web-site of Barnaul city - www.barnaul.org

Official web-site of the Committee on Culture of Barnaul city - www.barnaulkultura.ru

Territorial authorities of the MES of Russia

Main department of the MES of Russia in the Altai Krai.

Address: building 25, Polzunova Street, Barnaul city, telephone: (3852) 63-9351

www.mchs22.ru

e-mail: mchs@ab.ru

The V.V. Zyukov West Siberian search-and-rescue brigade of the MES of Russia

Address: building 190, Pananitsev Street, Barnaul city, telephone: (3852) 62-2912, 62-2900, fax (3852) 62-2962

e-mail: zspso@mail.ru

Рус  |   Eng  |   中文
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
 

Алтайский край

Алтайский районПамятник жертвам политических репрессийВид на долину реки Ануй из Денисовой пещерыДенисова пещераАрхеологический музей Перекресток мировВо время экскурсииКаменная бабаКаменная оградкаКурган Бирюзовая КатуньПамятник археологии Грот ТавдинскийПарк Перекресток мировЭкспозиция Археологического музеяЦарский курганЦарский курганЦарский курганВид на село Сростки с горы ПикетГлавное зданиемузея Школа где работал и учился В.М.ШукшинПарк деревянной скульптурыПамятник В.М. Шукшину на горе ПикетХрам св. великомученницы Екатерины в с.СросткиКолыванский музей истории камнерезного дела на АлтаеКолыванский музей истории камнерезного дела на АлтаеДоставка монолита на Колоссальную шлифовальную фабрику для изготовления Царицы ваз в 1831 годуКоллекция цветных поделочных камнейМакет Колоссальной шлифовальной фабрикиКомплекс сооружений сереброплавильного заводаМакет Колоссальной шлифовальной фабрикиАнсамбль горнозаводской площади, XIX в.Образца месторождений Алтайского краяОбразцы камней используемых в изделиях Колыванского камнерезного заводаКолыванский музей истории камнерезного дела на АлтаеКолыванский музей истории камнерезного дела на АлтаеМузей истории горного производстваМузей истории горного производстваМузей истории горного производстваМузей истории горного производстваМузей истории горного производстваМузей истории горного производства г.ЗмеиногорскЗнаменитые илово-сульфидные соленые грязи озер Завьяловского районаИскусственное озеро Колыванское озероОзеро БелоеОзеро ГорькоеЕжегодный туристский фестиваль на реке ПесчанойЭкспонаты международного фестиваля Праздник сыраБогородице-Казанский (Коробейниковский) мужской монастырьПокровский Кафедральный соборУспенский кафедральный соборГосударственный природный заповедник ТигирекскийДолина водопадов реки ШинокЗаказник ЛебединыйМесто образования реки ОбиБеседка на берегу реки БииРека Бия Пляж

Субъект Российской Федерации:
Алтайский край

Федеральный округ: Сибирский федеральный округ

Площадь: 167 996 км2
Население: 2 491 627 чел.

Герб
Герб

Флаг
Флаг



Описание

Уникальные природно-климатические условия в сочетании с хорошо сохранившимся историко-культурным наследием привлекают многочисленных путешественников со всего мира в Алтайский край.

Разнообразие природных ландшафтов, наличие горных рек для организации сплавов, места рыбалки, охоты, свыше 5000 памятников истории предоставляют возможность разнообразить ваше путешествие.

А приятно отдохнуть и поправить здоровье можно в знаменитом курорте федерального значения «Белокуриха».

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», а также игорной зоны «Сибирская монета» делает Алтайский край национальным туристским центром, побывать в котором нужно непременно каждому любителю путешествий.

Свыше миллиона туристов ежегодно проводят отпуск именно здесь и каждый раз по-новому открывают этот удивительный край. Откройте и вы для себя сокровища Алтая.

Алтайский край — субъект Российской Федерации.

Административный центр — Барнаул, в котором проживает 26% населения края.

Образован 28 сентября 1937 года.

На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке — с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе — государственная граница с Республикой Казахстан .

Численность постоянного населения составляет порядка 2,5 млн человек. Отличительной особенностью региона является высокая доля сельского населения — 46,3%.

На территории региона расположено 12 городских округов и 60 сельских районов. Крупные города помимо Барнаула — Бийск, Рубцовск.

История

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине ХVII века.

Освоение Алтая пошло быстрее после того, как для защиты от воинственных кочевников джунгар были сооружены Белоярская (1717 г.) и Бикатунская (1718 г.) крепости. Долгая Северная война со Швецией поставила перед Россией ряд проблем, одна из которых – получение собственных металлов и особенно меди, необходимой для изготовления пушек, чеканки монеты, литья колоколов.

Алтай издавна был известен как район добычи металлов. Этим и воспользовался крупнейший уральский заводчик Акинфий Демидов — 21 сентября 1729 года заработал первенец алтайской металлургии — Колывано-Воскресенский завод. Недра Алтая были богаты и серебром. В 1744 г. приказчики Демидова приступили к сереброплавильному производству. В 1747 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, которым Алтай передавался в личную собственность русских царей. Из алтайского серебра была изготовлена гробница Александра Невского весом в 90 пудов, находящаяся ныне в Эрмитаже.

К концу XVIII века в регионе действовало 8 горно-металлургических заводов. Ежегодная выплавка серебра достигала 1 тыс. пудов. Змеиногорский рудник во второй половине XVIII — начале XIX века был главным поставщиком серебросодержащих руд. Образовавшийся во второй половине ХVIII века Колывано-Воскресенский (с 1834 г. — Алтайский) горный округ — это территория, включавшая современные Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской областей и часть Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, общей площадью свыше 500 тыс. кв. км.

В конце XVIII века на Алтае были открыты все важнейшие месторождения поделочных камней, принесшие ему мировую славу: Коргонское, Ревневское, Белорецкое и Гольцовское.

С 1786 г. в регионе развивается камнерезная промышленность. Она специализировалась на производстве крупных вещей: ваз, канделябров, каминов и др. изделий. Здесь была изготовлена из ремневской яшмы знаменитая «Царица ваз», украшающая один из залов Эрмитажа.

В первой половине ХIХ века Алтай занимал первое место в России по производству серебра, второе — меди, третье — золота. В 1806 г. Барнаул наряду с Екатеринбургом официально признан горным городом. Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса.

С начала 1870-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты и основой экономики Алтая становится сельское хозяйство.

К 1915 году была построена Алтайская железная дорога. События 1917—1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июне 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле. Она просуществовала до 1925 года. 1925 г. по 1937 г. территория Алтая входила в Сибирский край, с 1930 г. по 1937 г. — в Западно-Сибирский край. 28 сентября 1937 г. ЦИК СССР постановил разделить Западно-Сибирский край на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.

Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего народного хозяйства. Алтайский край принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны. Сегодня Алтайский край — это динамично развивающийся регион с современным промышленным производством, сельским хозяйством и бурно развивающимся туризмом.

Географическое положение, природные ресурсы, климат

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии, в 3 419 км от Москвы. Территория края составляет 168 тыс. кв. км.

В крае преобладают два типа ландшафтов: на востоке — горный, на западе — степной. Здесь богатый растительный и животный мир.

В крае присутствуют почти все природные зоны России: степь и лесостепь, тайга, горы и богатые речные экосистемы.

Климат Алтайского края умеренно континентальный, с жарким летом и холодной зимой. Лето в горах более прохладное, чем на равнине края, а зима, наоборот, более мягкая. Благодаря таким особенностям климата в предгорьях и низкогорной части края располагаются большие сады, в которых собирается богатый урожай плодов и ягод. Средняя температура января –17,6°С, июля +18,4°С. Осадков выпадает 250—350 мм в год. Продолжительность солнечного сияния составляет в среднем 2000—2300 часов в год.

Край знаменит уникальными месторождениями яшмы, малахита, порфиров, мраморов, гранитов.

Регион богат лесными ресурсами. Лесной фонд составляет более одной пятой территории края и занимает площадь 3 440,4 тыс. га.

Из 13 000 озёр самое большое — Кулундинское, его площадь 728 кв. км. Наиболее крупные реки — Бия, Катунь, Обь, Алей и Чарыш. Алтайский край обладает ценными лечебными ресурсами. Используются минеральные лечебные и лечебно-столовые воды, сульфидные иловые грязи, лечебные свойства климата, лекарственные растения, пантовые ванны и др.

Регион располагает одним из крупнейших источников радоновых термальных вод в России, на основе которого получил развитие федеральный курорт Белокуриха, известный далеко за пределами региона.

На основе лекарственных растений производятся многочисленные экологически чистые настойки и отвары, бальзамы, облепиховое масло, пантокрин, мед и прополис.

Флора Алтайского края насчитывает 1 184 вида растений. Группа лекарственных растений наиболее крупная, из них в официальной медицине широко используются около 100 видов, в том числе: золотой корень (родиола розовая), маралий корень (рапоптикум сафлоровидный), красный корень (копеечник забытый), марьин корень (пион уклоняющийся), душица, зверобой, солодка уральская и другие.

Около 90 видов млекопитающих, более 290 видов птиц проживает на Алтае. Некоторые из них (кот манул, хорь перевязка, журавль красавка и другие) занесены в Красную книгу.

Промышленность

Сегодня Барнаул является одним из лидеров Сибирского федерального округа по обеспечению граждан торговыми площадями и по вводу в эксплуатацию современных торговых центров.

В городе в реальном секторе экономики заняты около 300 тысяч человек, каждый третий работающий получает доход в сфере малого и среднего предпринимательства. Речь идет о более чем 10 тысячах действующих предприятиях — от аптек и мастерских до сложных наукоемких производств.

Начавший свою историю как горный, продолживший как купеческий, спустя многие десятилетия город вернул себе статус промышленного центра. Военные годы оставили городу в наследство налаженное производство, которое с оборонной продукции переключилось на мирную.

Сегодня в городе развиты промышленность, строительство, энергетика, производство продуктов питания и лекарственных средств. Индустриальный потенциал столицы края создают такие предприятия, как «Алтайский завод прецизионных изделий», «Завод алюминиевого литья», «Завод топливных насосов», «Алтайгеомаш», «Сибэнергомаш», «Алтайская шинная компания», холдинговая компания «Барнаульский станкостроительный завод», «Алтайский трансформаторный завод», АПЗ «Ротор», «Барнаултрансмаш», «Барнаульский радиозавод», «Барнаульский завод крупнопанельного домостроения», «Бетоформ», «Жилищная инициатива», «БМК Меланжист Алтая», «Плавыч», «Пава», «Алтайские закрома», «АгроСиб-Раздолье», «Барнаульский молочный комбинат», «Алтайхолод», «Малавит», «Алтайский букет» и другие.

Продукция барнаульских заводов экспортируется за рубеж.

Сельское хозяйство

Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации. Основные отрасли сельского хозяйства — это зерновое производство, животноводство, кормопроизводство, а также мараловодство и пчеловодство.

Край занимает третье место в России по поголовью крупного рогатого скота и одно из ведущих мест по поголовью свиней и лошадей.

Транспорт

Территорию края пересекают две федеральные транспортные автомагистрали, связывающие западные и восточные регионы страны и обеспечивающие выход к Казахстану, Монголии и Центрально-Азиатским странам.

Международный аэропорт в г. Барнауле способен принимать самолеты всех типов взлетной массой до 350 тонн.

На территории края 781 км судоходных речных путей, два действующих речных порта (Барнаул, Бийск).

Виды туризма, осуществляемые в регионе

  • Культурно-познавательный туризм
  • Оздоровительный туризм
  • Экологический туризм
  • Охота и рыбалка
  • Активный отдых

Достопримечательности

  • Алтайский государственный краевой краеведческий музей
  • Государственный художественный музей
  • Покровский собор Кафедральный
  • Знаменская церковь
  • Никольская церковь
  • Ботанический сад
  • Барнаульский планетарий

Знаменитые уроженцы

  • Калашников Михаил Тимофеевич — выдающийся изобретатель, дважды Герой Социалистического труда, главный конструктор Ижевского оружейного завода
  • Титов Герман Степанович — летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации
  • Василий Макарович Шукшин — русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист
  • Валерий Сергеевич Золотухин — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России

Телефоны для связи в экстренных случаях

Единый телефон доверия МЧС по Алтайскому краю — (3852) 63-9207

Источники получения информации о туристских возможностях региона

Общественно-консультационный центр администрации г. Барнаула — (3852) 29-1075, (3852) 29-1076

Официальный Интернет-сайт города Барнаула — www.barnaul.org

Официальный сайт комитета по культуре города Барнаула — www.barnaulkultura.ru

Территориальные органы МЧС России

Главное управление МЧС России по Алтайскому краю адрес:

г. Барнаул, ул. Ползунова, д. 25,тел.: (3852) 63-9351

www.mchs22.ru

e-mail: mchs@ab.ru

Западно-Сибирский поисково-спасательный отряд МЧС России им. В. В. Зюкова адрес:

г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 190 тел.: (3852) 62-2912, 62-2900, факс (3852) 62-2962

e-mail: zspso@mail.ru