Рус  |   Eng  |   中文
The Far Eastern Federal District
The Privolzhsky Federal District
The North-Western Federal District
The Siberian Federal District
The Ural Federal District
The Central Federal District
The Southern Federal District
 

Republic of Kalmykia

Temple of the Golden Abode of Buddha ShakyamuniTemple of the Golden Abode of Buddha ShakyamuniRepublic of KalmykiaRepublic of Kalmykia

The Subject of the Russian Federation:
Republic of Kalmykia

Federal District: The Southern Federal District

Area: 74 731 km2
Population: 284 000 persons.

Emblem of the Republic  Kalmykia
Emblem of the Republic Kalmykia

Flag of the Republic  Kalmykia
Flag of the Republic Kalmykia



Description

The Republic of Kalmykia is the subject of the Russian Federation.

Capital city – Elista.

The Republic was founded on November 4, 1920. On October 20, 1935 it was reorganized into the Kalmyk ASSR. In 1943 the status of autonomy was abolished and restored in 1957. Since October 1990 it is called the Republic of Kalmykia. On south it borders Stavropolskiy Kray, on south-east the Republic of Dagestan, on the north Volgograd region, the Astrakhan region on the north-east and Rostov Region on the west. The average distance to the nearest major cities of Southern Russia is 300 miles (Stavropol, Volgograd, Astrakhan), and 500 km to the Rostov-on-Don, Krasnodar, Nalchik, Makhachkala. Moscow is 1300 km away, the estimated flight time is 1.5 hours.

Population is 286.7 thousand people (January 1, 2012). The urban population is 44.5% and 55.5% rural (2012).

There are 13 administrative regions, 102 village councils and three cities.

History

On the territory of Kalmykia there are almost all cultures of the steppe belt of Eastern Europe: Cimmerians, Scythians and Sarmatians lived here in the past millenilums, later cane Huns, Khazars, Pechenegs, Cumans. In the XIII century the entire territory was ruled by the Golden Horde, and after its collapse by Nogai. Kalmiks or Western Mongols (Oirats) came from Dzungaria and began to settle between the Don and Volga since the 50s of XVII century and formed the Kalmyk Khanate. Kalmyk means "Khalmag" – "the remainder", "separatist", – the name that western Turks called their eastern neighbors, who lived east of the Irtysh and the Altai. The ethnonym “Kalmyks” is widely mentioned in the XVI century due to the rise of the legendary conqueror Tamerlane. According to the biographers of Timur his youth passed in fights against Kalmykian conquerors Getaes of Kashgar Khan. Later Timur expelled the Kalmyk-Getaes invaders from the country and started invasion campaigns on the West and South. British explorers of the XVIII century (Gibbon and others) identify Getaes of the time of Timur similar to Massagets of ancient times, who stopped the advance of Alexander of Macedon in Central Asia. The first mentions of the Kalmyks in Russian sources refer to the beginning of the XVI century, during the reign of Elena Glinskaya. As a result of strong expansion Kalmyks have occupied vast territories from Don to Yenisei River and from the Urals to the borders of India. The greatest empire of the nomads in modern history is known under the name of “Dzhungar Khanate”. Modern Kalmykia is a fragment of that state. In 1865 a small settlement “Elista-Sala” was founded. In 1907 Elista received the status of administrative center of Manych Chernoyarsky Ulus district of Astrakhan province.

In February 1918 the Soviet power was established in Elista. On March 10, 1930 it was granted with the status of the city. On November 4, 1920 the Kalmyk Autonomous Okrug was established and on October 20, 1935 it was converted into the Autonomous Republic. During World War II in August 1942 the city of Elista was occupied by German troops. On December 31, 1942 the troops of 34 Infantry Division of 28th Army, commanded by Major-General I. Gubarevich released Elista. Since 1944 to 1957 the city was called “Stepnoy” and was a part of the Stavropolskiy Krai. In 1990 after the declaration of sovereignty it was transformed to the Federal Republic of Kalmykia (SSR). Adopted in 1994 "The Code of the Steppe," so named in memory of the "constitution" of Junggar Khanate acknowledged the subject of the republic as a part of the Russian Federation, declaring the continuity of the historical line Dzhungar Khanate - Republic of Kalmykia.

Geographical location, natural resources, climate

Kalmykia is located in the south-east of European Russia. The region is located in zones of steppe, semidesert and desert. Large specific area of the eastern zone is called Black Earth. On south, the territory of Kalmykia is limited by the Kumo-Manych valley and Manych and Kuma rivers in south-eastern part it borders the Caspian Sea, on north-east it borders Volga River and the Ergeninskaya elevation on north-west. The northern part is called Sarpinskaya lowlands, the southern – Chernie Zemly. The dominant type of the relief of the republic are plains. Among the natural resources of Kalmykia are: highly prevalent iodine-bromine, chloride-sodium sulfate and water. The mineralization of water is from 1 to 15 g / l. The iodine content –is from 11 to 24 mg / and bromine - from 120 to 1600 mg / l. The climate of the republic is continental, summers are hot and winters are dry with little snow. Continental climate increases significantly from west to east. Average January temperatures throughout the country is -7 ... -9 ° C in the southern and southwestern parts and -10 ... -12 ° C in the north, the lowest temperature in January is -35 ... -37 ° sometimes lower in the northern regions. The duration of the warm period is 240-275 days. The average July temperature is +23,5 ... +25,5 ° C. The absolute maximum temperature in the hottest year reached +40 ... +44 ° C in July 12, 2010 in the village Utta. The air was warmed up to +45,4 ° C and is a record for the Russian air temperature. Increase in air temperature is from north to south and south-east of the republic. During winter blizzards, and ice formations sometimes cause damage to agriculture. The specific features of the republic are drought and hot winds in summer up to 120 days. The region is the driest in the south of European Russia. The annual rainfall is 210-340 mm. There are four major agro-climatic regions: very dry, dry, very arid and arid. Due to the prevalence of areas of strong winds the region has significant natural wind resources not used at the moment. The Kalmykian wind power plant is under construction.

Industry

The leading industries of Kalmykia are: food ( meat, meat conserves and sausages) and light industry, as well as manufacture of building materials.

Agriculture

Agriculture is the most important sector in the economy of the Republic of Kalmykia. There are three zones: Western, Central and Eastern. Western zone is appropriate for grain and livestock, the Central zone for breeding sheep and beef cattle, Eastern zone for fine-wool and astrakhan sheep breeding in combination with meat cattle breeding. In the same region on the coastal areas of the Caspian Sea and Volga, as well as in other areas of irrigated agriculture there are vegetable and fodder production. Rice is cultivated in the area of Sarpinskaya lowland.

Transport

There is a Class B airport on the territory of Kalmykia with the ability to house first-class aircraft (only flights to Moscow). There is a railway terminus with previously operating routes to Stavropol and Moscow (Paveletsky Station). At present there is no passenger traffic. There are regular bus services to all the destinations of the republic. Passenger transport is carried out via commercial minibuses. There are regular bus services to the following cities of Russian Federation: Moscow, St. Petersburg, Volgograd, Rostov-on-Don, Stavropol, Krasnodar, Gelendzhik, Anapa.

Things to do

The most significant site in the republic is the Biosphere Reserve "Black Earth" located in Chernozemelsky, Yashkulsky, and Yashaltinsky Priyutnensky areas. There are 12 nature reserves on the territory of Kalmykia. The largest reserves of federal significance are: Sarpinskiy, Harbin and Mekletinsky - mainly oriented on the protection of Saiga Antelope. There are two hunting and fishing national nature reserves called "Yuzhniy" and "Zunda" in Iki-Burulsky area. Altogether these areas cover 14.8% of the republic. The specifics of ethnographic, historical and cultural environment of the country are the main characteristics of the Kalmyk tourism. In Elista there is the largest Buddhist temple in Europe called "Golden Abode of Buddha Shakyamuni". “Gorod Shahmat” (Chess City) was designed in an innovative manner and, in terms of construction, it has no analogues in the world. Chess City is not only densely populated, but is also a place of commercial fairs and exhibitions in various fields, including tourism.

Famous locals

• Ayuka Khan (1642-1724.) The Kalmyk Khan. He came to power in 1672, brought together all of the Volga Kalmyks and significantly expanded the borders of the state.

• Eelyan Ovla 1857 - Kalmyk-djangarchy storyteller, famous for folk poetry of the Kalmyk people - "Djangar."

• Velimir Khlebnikov (Viktor Vladimirovich Khlebnikov, 1885-1922) - Russian poet and writer of the Silver Age, a prominent Russian avant-garde artist.

• Nomto Ochirovich Ochirov 10.10.1886, the - the Kalmyk scientist, anthropologist, educator and social activist of Kalmykia in early XX century. Nomto Ochirov wrote and published the first edition of the monumental Kalmyk epic "Djangar", published first in the history of Kalmyk people newspaper and magazine "Oiratskie Izvestiya." In the 1920s Nomto Ochirov participated in the reform of the Kalmyk language.

• Gorodovikov I. Oka, the 01/10/1879 - Soviet military commander, the hero of the Civil War, one of the leaders of the cavalry of the Soviet Army, Colonel-General, retired.

• Bazan Badminovich Gorodovikov 15/11/1910 - The Hero of the Soviet Union, General. Under the leadership of Boris Gorodovikov Kalmyk Republic significantly progressed in the postwar reconstruction.

• Baatr Badmaevich Basangov, 1911 - the Kalmyk Soviet writer, playwright, poet and translator. The Kalmyk State Drama Theatre in the city of Elista is named after his name.

• Erdniev Pyurvya Muchkaevich, 10/15/1921 is a teacher, mathematician, methodologist, prof. (1972), academic (1973), Honored Scientist of RSFSR (1981). Veteran of the World War II. He has developed a system of integration of didactic units (IDU) as a technique of studying related concepts (equations and inequalities, common and decimal fractions, proportions and percentages, and the coordinates of the vectors). In 1992 the State Prize of “P. Erdniev” was established.

• David Nikitich Kugultinov (1922) is a Kalmyk poet. He was granted with an award “People's Poet of the Kalmyk Autonomous Soviet Socialist Republic” (1969), USSR State Prize (1976). A member of the CPSU (B) since 1943.

• Kirsan Nikolayevich Ilyumzhinov, 05.04.1962 - Russian statesman, first president of the Republic of Kalmykia, President of the International Chess Federation (FIDE).

Рус  |   Eng  |   中文
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
 

Республика Калмыкия

Храм Золотая Обитель Будды ШакьямуниХрам Золотая Обитель Будды ШакьямуниРеспублика КалмыкияРеспублика Калмыкия

Субъект Российской Федерации:
Республика Калмыкия

Федеральный округ: Южный федеральный округ

Площадь: 74 731 км2
Население: 286 700 чел.

Герб Республики Калмыкии
Герб Республики Калмыкии

Флаг Республики Калмыкии
Флаг Республики Калмыкии



Описание

Республика Калмыкия — субъект Российской Федерации.

Столица — город Элиста.

Образована — 4 ноября 1920 года.

20 октября 1935 г. преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 г. автономия ликвидирована, в 1957 г. восстановлена. С октября 1990 г. - Республика Калмыкия.

Граничит — на юге со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Республикой Дагестан, на севере — с Волгоградской областью, на северо-востоке — с Астраханской областью, на западе — с Ростовской областью. Среднее расстояние до ближайших крупнейших городов Юга России составляет 300 км (Ставрополь, Волгоград, Астрахань), и 500 км до Ростова-на-Дону, Краснодара, Нальчика, Махачкалы. До Москвы 1300 км, время перелёта 1,5 часа.

Численность населения: 286,7 тыс. человек (на 1 января 2012). Городское население составляет 44,5 %, сельское — 55,5 % (2012).

В составе республики 13 административных районов и 102 сельсовета, 3 города.

История

На территории Калмыкии представлены едва ли не все культуры степной полосы восточной Европы: киммерийцы, скифы, сарматы сменяли друг друга в прошлых тысячелетиях. Затем были гунны, хазары, печенеги, половцы. В XIII в. вся территория оказалась под властью Золотой Орды, а после её распада здесь кочевали ногаи. Калмыки или западные монголы (ойраты) – выходцы из Джунгарии, начали заселять пространства между Доном и Волгой с 50-х гг. XVII в. и основали Калмыцкое ханство. Калмык (от калмыцкого «хальмг», — означает «оставшийся», «отделившийся»). Так западные тюрки называли своих восточных соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. Период до XVI века: калмыки широко упоминаются в связи с возвышением легендарного завоевателя Тимура. Согласно биографам Тимура, его молодость прошла в борьбе с оккупировавшими его страну Калмыками (Гетами) кашгарского хана. Возмужавший Тимур изгоняет завоевателей — калмыков-гетов из своей страны и начинает походы на Запад и Юг. Английские исследователи XVIII века (Gibbon и др.) отождествляют Гетов-Калмыков времен Тимура с массагетами античных времен, остановившими продвижение Александра Македонского в Центральной Азии. Первые известные упоминания о калмыках в русских источниках относятся к началу XVI века, времени царствования Елены Глинской. В результате мощной экспансии, калмыки заняли громадные территории от Дона до Енисея по широте и от Урала до границ Индии по долготе. Величайшая империя кочевников нового времени известна сейчас под названием Джунгарское ханство. Современная Калмыкия является, фактически, осколком этого государства. В 1865 году в районе балки под названием Элиста-Сала было основано поселение из полутора десятков дворов. В 1907 году Элиста получила статус административный центром Манычского улуса Черноярского уезда Астраханской губернии.

В феврале 1918 года в Элисте была установлена советская власть. 10 марта 1930 года Элиста получила статус города. 4 ноября 1920 года была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября 1935 в АССР. Во время Великой Отечественной войны в августе 1942 года город Элиста был оккупирован немецкими войсками. 31 декабря 1942 года войска 34 гвардейской стрелковой дивизии 28 Армии под командованием генерал-майора И. Губаревича освободили Элисту. С 1944 года по 1957 год город носил название Степной и входил в состав Ставропольского края.

В 1990 была принята декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в союзную республику (ССР). Принятое в 1994 «Степное Уложение», названое так в память «конституции» Джунгарского ханства, признало республику субъектом и неотъемлемой частью Российской Федерации, одновременно декларируя преемственность по линии Джунгарское ханство — Республика Калмыкия.

Географическое положение, природные ресурсы, климат

Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь. Республика находится на юго-востоке европейской части Российской Федерации. Весьма крупной специфической территорией восточной зоны являются так называемые Черные земли. С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в ее южной части находятся Черные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть ее территории, являются равнины. Калмыкия располагает такими природными ресурсами как строительные материалы. Широко распространены высокоминерализованные йодо-бромные, хлоридно-сульфатные и натриевые воды. Минерализация воды — от 1 до15 г/л. Содержание йода — от 11 до 24 мг/л, брома — от 120 до 1 600 мг/л. Климат республики резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток. Средние температуры января по всей республике отрицательные: от −7… −9 °C в южной и юго-западной её части до −10… −12 °C на севере, минимальная температура января: −35… −37 °C. Самые низкие температуры иногда достигают −35 °C и ниже в северных районах. Продолжительность тёплого периода составляет 240—275 дней. Средние температуры июля составляют +23,5…+25,5 °C. Абсолютный максимум температуры в жаркие года достигает +40…+44 °C, а 12 июля 2010 года в посёлке Утта воздух прогрелся до +45,4 °C — это рекордная для России температура воздуха. Повышение температуры воздуха наблюдается с севера на юг и юго-восток территории республики. В зимний период бывают оттепели, в отдельные дни — метели, а иногда образующийся гололёд наносит ущерб сельскому хозяйству, вызывая обледенение травостоя пастбищ и озимых культур. Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России. Годовое количество осадков составляет 210—340 мм. По условиям влагообеспеченности в республике выделяются четыре основных агроклиматических района: очень сухой, сухой, очень засушливый, засушливый. Благодаря распространённости зон сильных ветров регион обладает значительными ветроэнергоресурсами, не реализованными в настоящий момент (в процессе сооружения находится Калмыцкая ВЭС).

Промышленность

Ведущие отрасли промышленности Калмыкии: пищевая (мясоконсервная, мясная, колбасная), лёгкая (швейная, трикотажная, меховая). Развито производство стройматериалов. Сельское хозяйство В экономике Республики Калмыкия ведущее место занимает агропромышленный комплекс. По природно-климатическим и другим условиям на территории республики имеются три зоны: Западная, Центральная и Восточная. Первая из них — зернового и животноводческого направления, вторая зона — тонкорунного овцеводства и мясного скотоводства, устоявшегося производства зерна, наконец, третья зона — зона тонкорунного и каракульского овцеводства в сочетании с мясным скотоводством. В этой же зоне на прибрежных участках Каспийского моря и Волги, а так же на других участках орошаемого земледелия развито овощеводство и кормопроизводство. В зоне Сарпинской низменности возделывается рис.

Транспорт

На территории Калмыкии находится аэропорт класса Б, с возможностью принимать самолеты первого класса. Выполняется лишь один рейс, в Москву. В Элисте расположен железнодорожный вокзал, железная дорога станции — Северо-Кавказская РДОП. Ранее ходили поезда до Ставрополя и Москвы (Павелецкий вокзал). В настоящее время пассажирское движение отсутствует. Добраться из столицы можно в любой населенный пункт Республики регулярными автобусными рейсами. В самой столице и других городах Республики пассажирские перевозки осуществляются в основном коммерческими маршрутными такси. За пределы РК активно выполняются регулярные автобусные рейсы в следующие города РФ: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Геленджик, Анапа.

Достопримечательности

Наиболее значимый объект на землях особо охраняемых территорий республики – биосферный заповедник «Черные земли», расположенный на территории Черноземельского, Яшкульского, Яшалтинского и Приютненского районов. Кроме заповедника, на территории Калмыкии действуют 12 заказников. Наиболее крупные заказники федерального значения - Сарпинский, Харбинский и Меклетинский - главным образом сориентированы на охрану сайгаков. На базе охотничьих промысловых участков организованы два государственных природных заказника: «Южный», «Зунда» в Ики-Бурульском районе. В совокупности указанные территории занимают 14,8 % площади республики. Одна из характерных особенностей калмыцкого туристского продукта - его экзотический характер, связанный с уникальными природными комплексами, спецификой этнографии и историко-культурной среды республики. В Элисте находится крупнейший буддистский храм в Европе - Хурул «Золотая обитель Будды-Шакъямуни». Параллельно с сохранением традиционных образов буддийской архитектуры, развивается инновационная динамика в проектировании и строительстве. Город шахмат (Сити Чесс) – не имеющих аналогов в мире архитектурный объект. При комплексном подходе территориальная единица Сити Чесс способна выступить не только как объект компактного проживания, но и как место проведения коммерческих выставок и ярмарок в различных сферах, в том числе и туристических.

Знаменитые уроженцы

• Аюкам хан (1642-1724 гг.) — калмыцкий хан. Пришёл к власти в 1672 году, объединил всех волжских калмыков и значительно расширил свои владения.

• Ээлян Овла 1857 г. - калмыцкий сказитель-джангарчи, со слов которого был записано главное фольклорное поэтическое произведение калмыцкого народа — «Джангар».

• Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников; 1885—1922) — русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.

• Номто Очирович Очиров 10.10.1886 г. - калмыцкий учёный, этнограф, просветитель, общественный деятель Калмыкии начала XX века. Номто Очиров записал и опубликовал первое монументальное издание калмыцкого эпоса «Джангар», издавал первые в истории калмыцкого народа газету и одноимённый журнал «Ойратские известия». В 20-ых годах XX столетия Номто Очиров участвовал в реформировании калмыцкой письменности.

• Городовиков Ока Иванович 01.10.1879 г. - советский военачальник, герой Гражданской войны, один из руководителей кавалерии Советской Армии, генерал-полковник в отставке.

• Басан Бадьминович Городовиков 15.11.1910 г. – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант. Под руководством Б. Б. Городовикова Калмыцкая Республика достигла значительных успехов в послевоенном восстановлении.

• Баатр Бадмаевич Басангов, 1911 г.— калмыцкий советский писатель, драматург, поэт, переводчик. Его именем назван Калмыцкий государственный драматический театр в городе Элиста Республики Калмыкия.

• Эрдниев Пюрвя Мучкаевич, 15.10.1921, педагог, математик-методист, академик РАО (дер пед. наук (1973), проф. (1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1981). Участник ВОВ. В 50—70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных учебных курсах попадающих в отдаленные разделы. В 1992 в Калмыкии учреждена Государственная премия им. П. Эрдниева.

• Давид Никитич Кугультинов 1922 г. калмыцкий поэт. Народный поэт Калмыцкой АССР (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1976). Член ВКП(б) с 1943 года.

• Кирсан Николаевич Илюмжинов 5.04.1962 г. — российский государственный деятель, первый президент Республики Калмыкия, Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ).