Рус  |   Eng  |   中文
The Far Eastern Federal District
The Privolzhsky Federal District
The North-Western Federal District
The Siberian Federal District
The Ural Federal District
The Central Federal District
The Southern Federal District
 

The Republic of Tuva

Protection of the Blessed Virgin MaryDeer at the entrance to the city of KyzylTere-Khol LakeMusic-Drama Theatre

The Subject of the Russian Federation:
Republic of Tuva

Federal District: The Siberian Federal District

Area: 168 604 km2
Population: 313 940 persons.

Emblem of the Republic of Tuva
Emblem of the Republic of Tuva

Flag of the Republic of Tuva
Flag of the Republic of Tuva



Description

Tyva is a real paradise for the true travelers. Yes-yes, definitely for the true travelers – for those who are able to sacrifice the boring European comfort and want to breathe deeply the air full of romanticism, natural beauty and harmony. Here everything is real, everything is primeval, and everything touches your soul. Only after visiting the State natural Biosphere Reserve “Ubsunur Hollow”, Ethno-cultural complex “Aldin-Bulak”, walking along the road of Chinggis khan, enjoying Charash-Dash, the reviving river, the stone sculptures “Ush-Kozhi”, swimming in the revitalizing hot springs “Ush-Beldir” and “Taris” you could slightly discover the charm of these places. One can admire this region forever, discovering its beauty.  And the national cuisine will impress any kind of gourmet. The most respected product among the Tuvans was always milk (sut). Since ancient times all dishes made of milk are called “ak chem” which means “the white food”. During the holidays, send-offs and meetings milk was the first thing to be served. The hostess of the yurt sacrificed it to the spirits of heaven and earth by splashing it with “toskarak”, a special aspergilla with nine holes.

Besides milk, meat occupies an important place in the Tuvan cuisine. The concept of prosperity in the family is still associated with the possibility to eat as much meat as one can physically afford every day. Meat of domestic and wild animals is dried, smoked, salted, frozen, in other words, all possible ways of a long-term preservation is invented. Any time of the year the Tuvinians prefer to cook meat rather than frying it. Lamb is the most common type of meat in Tyva. The natives use absolutely everything left after cutting the animal, including all the interior parts and blood without any exception. This is the basis to prepare the traditional Tuvan sausage called izig-khan.

Wild herbs and medicinal plants are also used in the national Tuvan cuisine. Delicious liqueurs are prepared from fungus, nettle, golden root, sheds, rose hips, sea buckthorn, licorice and currants. But better not to reveal all the secrets, they will be explained by the hospitable inhabitants of Tyva.

The Republic of Tyvais the subject of the Russian Federation.

The capital of the republic is city of Kyzyl.

It was founded on October 11, 1944.

It shares borders with Mongolia in the east and south, Krasnoyarsk region in the north, Khakassia in the north-west, Buryatia and Irkutsk region in the north-east and the Republic of Altai in the west.  

The population is about 320 thousand people.

The administrative division of the region is represented by 17 districts; 2 cities under the republican jurisdiction – Kyzyl and Ak-Dovurak, and the cities of Shagonar, Chadan and Turan under the regional jurisdiction.

History

The territory of Tyva was home of an ancient man of about 40 thousand years ago. You can observe the transition of several epoch of human development in this area: Neolithic, Bronze and Iron Ages which reached its highest development (pieces on “Scythian animal style” found in the burial mounds are a good example of it). Very prominent are considered the historical periods of Tuva as part of Turkic Khanate (VI—VII centuries), Uigur Khanate (VIII—IX centuries), in the Ancient Kyrgyzs State of Chinggis Khan (XIII—XVI centuries), Altyn Khan and Jungars (XVII—XVIII centuries), of Manchu dynasty.

The revolution of 1917 influenced on the election of the further development of Tuva. ThenationalrevolutionwoninTuvain1921. The Alltuvan National Hural of nine khoshuns proclaimed the formation of Tuvan National Republic in SurBahz of the Tandin region on August 13th—16th. The first Constitution was also adopted there.  

Since 1926 Tuva became known as Tuvan People’s Republic (ТPR). The Soviet Russia influenced a lot on the ideology of the Republic. TPR demonstrated a non-capitalistic way of development under the leadership of Tuvan People’s Revolutionary Party. Since the beginning of the World War II the Tuvan Republic was entirely involved into the economic, military and political union with the USSR due to the aggravated international relations and the situation in the region.

Since 1943 Tuvan volunteers participated in the World War II and as a result of their military combat service they were granted with the USSR and TPR orders and medals. In 1944 the Republic was incorporated into the Russian Federation as an autonomous region. By the time when TPR formed part of RSFSR it was a legal state with its corresponded attributes. It had its Constitution, flag, coat of arms, golden reserves, budget and legal representatives USSR and Mongolian People’s Republic.

In 1961 Tuvan autonomous region was transformed into Tuvan ASSR.

In December 1990 the Republic became known as the Soviet Republic of Tuva and in August 1991 — the Republic of Tuva. Adopted in 1993 the Constitution of the Republic changed the name of “Tuva” for “Tyva”. The same way people officially became known as Tyvians.

Geography, natural resources and climate

It is located in the south of Eastern Siberia. The Central and Western part of Tuva is occupied by the Tuvan hollow surrounded by the mountains of the Western Sayan (in the north), Altai (in the west) and Tannu-Ola (in the south). Within the eastern and more elevated part there are the south-western slopes of the Eastern Sayan, Todzha hollow, East-Tuvan and Sangilen highlands. Theheightisupto3970 m(Mongun-Taiga). It has the deposits of non-ferrous and rare metals, coal, asbestos, iron ore, gold, mercury and other.

Almost all the rivers belong to the basin of Yenisei River. The major rivers are Upper Yenisei (Ulug-Khem) with the left flow of the river Khemchik as well as other constituting rivers of Yenisei — Big Yenisei (Bii-Khem) and Small Yenisei (Ka-Khem). Tuva has 15 salt and brine lakes. There are some mineral resources.  

The climate is extremely continental. Winters are frosty without wind and with little snow in the hollows. The average temperature in January ranges from -28 °Сtill -35 °С. Summers are moderately warm in the mountains and hot in the hollows. The average temperature in July ranges from +15 °Сtill +20 °С. The quantity of precipitations in the hollows ranges from 150 mm per year, in the mountains – up to 1000 mm. It is located in the steppe zone. The steppe vegetation and some pine forests are typical for the hollows.  Along the valley of the major river there is the poplar uremia. Mountain forests (cedar, larch, pine trees) occupy around half of the territory, more than 2200 m are replaced by the mountain tundra, rarely — by the meadows. Fauna is represented by a variety of species due to a diverse landscape. In the steppe it is typical to find steppe foxes, wolves and numerous rodents. Sable, Siberian weasel, ermine, skunk, deer, brown bear, lynx and others are typical for the mountain taiga; mountain goats, creeper, white and tundra grouse can be seen in the highlands; grayling, trout, flax, pike, ide, white fish and others – in the rivers and freshwater lakes.

Industry

Among the principal resources of the Republic of Tyva are the deposits of coking and thermal coal, cobalt, gold, nonferrous and rare metals, rare earth elements, different construction materials, minerals and fresh ground waters.

Industry is represented by metal ore mining, production of heat and electricity, coal, food and construction material industries.

The peculiarity of climate conditions marked its differences in agriculture with the development of cattle breeding (mainly sheep and dairy cattle), goat and horse breeding.  Traditionally, the priority is given to pasture breeding. Cattle, sheep, goats, pigs, horses, poultry are grown in the farms. Breeding cattle is maintained and developed. In tundra people breed deer, in the mountains – yaks, in the south and semi-deserts – camels.

Cereals and fodder crops, potatoes, vegetables, and other cereals in small quantities are grown in the Republic of Tyva.  

Agriculture

Tyva is an agricultural republic. The main sector of agriculture is pasture breeding (mainly sheep and dairy cattle) but goat and horse breeding is also developed. In tundra people breed deer, in the mountains – yaks, in the south and semi-deserts – camels.  

Transport

Transport network of the Republic of Tyva is represented by road, air and water type of transport.  

Type of tourism

  • Cultural
  • Medical
  • Hunting and fishing
  • Active
  • Ecotourism

Sightseeings

  • State natural Biosphere Reserve “Ubsunur Hollow”
  • Ethno-cultural complex “Aldin-Bulak” , “Teve-Khaia” (Camel rock)
  • Charash-Dash, the reviving river
  • Hot springs “Ush-Beldir” (North Arzhaan) and “Tarys” (South Arzhaan)
  • Cold arzhaab“Shivilig”(“Spruce”)
  • Stone sculptures “Ush-Kozhi”
  • Rock pictures of the sanctuary “Mugur-Sargol”
  • Fresh water lake “Chagytai”
  • Sacred mountain in form of a ring — Kezhege

Famous people of Tyva

  • Khertek Amyrbitovna Anchimaa-Toka (1912—2008) — Tuvan and Soviet state politician
  • Natalia Doydalovna Azhikmaa-Rusheva (1926) — Tuvan and Soviet ballet dancer
  • Raisa Azhievna Arakchaa (1925) — the first woman of stone-carving in Tuva
  • Elena Eugenievna Dostai (1969) — Russian honored master of Sports in Archery
  • Maxim Monguzhukovich Munzuk (1910—1999) — Tuvan and Soviet actor. One of the founders of the national theatre.
  • Tovarischtai Chambaevich Ondar(1948—1999) — a Tuvan sculptor
  • Larisa Burbuevna Oorzhak (1985) — Russian athlete in wrestling
  • Vladimir Bazir-oolivich Oskal-ool (1920—1999) — a founder of Tuvan circus, national artist of USSR
  • Nadia Nikolaevna Rusheva(1952—1969) — a graphic artist
  • Salchak Kalbakhorekovich Toka (1901 — 1973) — Tuvan and Soviet state politician and writer
  • Kaigak-ool Kim-oolovich Khovalyg (1960) — National hoomeyzhi of the Republic of Tuva, singer of Khuun-Khuur-Tu. Honored artist of Russia.
  • Alexey Boktaevich Chygal-ool (1924 — 1989) — Tuvan and Soviet composer, teacher and musician
  • Sergey Kuzhugetovich Shoygu (1955) — minister of the Russian Federation of Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM)

Emergency telephone numbers

  • Rescue service— 01, (39422) 2-3278
  • Police— 02, (39422) 9-3602
  • Ambulance— 03, (39422) 3-5885, 9-1227
  • Tuvgas— 04, (39422) 6-6055
  • Intercity telephone station (order department) — 07
  • Telephone directory inquiry service of Kyzyl — 09
  • EMERCOM service — (39422) 2-1352
  • Tuvin search and rescue service — (39422) 4-0269
  • MIA service — (39422) 2-1824
  • Traffic Police service — (39422) 5-6629
  • Inquiry care center — (39422) 3-2285
  • FSS service  — (39422) 2-1719
  • FSS Hotline service — (39422) 2-1077
  • Tuva Customs service — (39422) 2-2124
  • Migration service of the Republic of Tuva — (39422) 3-0441

Sources of touristic information

Tourist Information Center:

Kyzyl, Kalinin Str. 1B, office 205

Telephone: (39422) 6-4545

www.visittuva.ru

tuvainfo@yandex.ru

Territorial authorities of Russian EMERCOM  

Address: Sladskaya Str. 1B, 667007 – Kyzyl, Republic of Tyva

Telephone: (39422) 2-1079

Fax: (39422) 2-1236

Рус  |   Eng  |   中文
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
 

Республика Тыва

Покрова Пресвятой БогородицыБерег озера Торе-Холь Олениха на въезде в город КызылОзеро Тере-ХольМузыкально-драматический театрБлюдо тувинской кухни - согажа Блюдо тувинской кухни - хоорган Бляшки в виде пантеры. II пол. 7 в. до н.э. Буддийский молитвенный барабан Буддийский храм Цеченлинг Вид на р. Енисей Вид на р.Енисей в районе Алдын-БулакГора Монгун-ТайгаГорный массив Гривна - находка из кургана Аржаан-2Жилища тувинцев-кочевников - юрты Коллектив горлового пения Обитатель Убсунурской котловины - снежный барс оз. Кара-Холь Озеро Азас Озеро Дус-холь Озеро Кара-Холь Озеро Торе-Холь По дороге на турбазу Эржей Пор-Бажын Природа на Малом Енисее р. Балыктыг-Хем р.Малый Енисей Рыбалка на Малом Енисее Снежные Саяны Тувинская тайга Лиственницы Уш-Кожээ

Субъект Российской Федерации:
Республика Тыва

Федеральный округ: Сибирский федеральный округ

Площадь: 168 604 км2
Население: 313 940 чел.

Герб Республики Тыва
Герб Республики Тыва

Флаг Республики Тыва
Флаг Республики Тыва



Описание

Тыва поистине рай для настоящих путешественников. Да-да именно настоящих — тех, кто готов пожертвовать европейским приевшимся комфортом, хочет вдохнуть полной грудью воздух романтики, природной красоты и гармонии. Здесь все настоящее, здесь все первозданное, здесь все трогает душу. Посетите Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина», Этнокультурный комплекс «Алдын-Булак», пройдитесь по дороге Чингисхана, полюбуйтесь Чараш-Даш — речкой, рождающей фигурки, каменными изваяниями «Уш-Кожээ», окунитесь в омолаживающие горячие источники «Уш-Белдир» и «Тарыс», и только после этого вы приоткроете для себя очарование этих мест. Этим краем можно любоваться вечно, познавая его красоту. А национальная кухня поразит любоговидавшего виды гурмана. Наиболее почитаемым продуктом у тувинцев всегда было молоко (сут). Все блюда из молока с древности назывались «ак чем» — «белая пища». Во время праздников, проводов или встреч первым делом подносилось молоко. Хозяйка юрты жертвовала его духам неба и земли, разбрызгивая тоскараком — специальным кропилом-«девятиглазкой».

Помимо молока в тувинской кухне важное место занимает мясо. Представление о достатке в семье и теперь связывается с возможностью ежедневно есть мясо до полного насыщения. Мясо домашних и диких животных сушат, вялят, солят, замораживают — словом, придумывают всевозможные способы его длительного сохранения. В любое время года тувинцы предпочитают мясо варить, а не жарить. Баранина — самый распространенный вид мяса в Тыве. При этом в пищу идет буквально все, что остается после разделки туши, в том числе все без исключения внутренности и кровь. Это составляет основу приготовления традиционной тувинской колбасы — изиг-хан.

Дикие травы и целебные растения, которые собирают тувинцы, также используются в национальной кухне. Из чаги, крапивы, золотого корня, сараны, шиповника, облепихи, солодки, смородины делают вкуснейшие настойки. Не будем раскрывать всех секретов — их для вас раскроют гостеприимные жители Тывы.

Республика Тыва— субъект Российской Федерации.

Столица — город Кызыл.

Образована 11 октября 1944 года.

Граничит с Монголией на востоке и юге, с Красноярским краем на севере, Хакасией на северо-западе, Бурятией и Иркутской областью на северо-востоке, с Республикой Алтай на западе.

Численность населения порядка 320 тыс. человек.

Административное деление региона представляет собой 17 районов; 2 города Республиканского подчинения: Кызыл, Ак-Довурак, города районного подчинения: Шагонар, Чадан, Туран.

История

Территория Тувы была местом обитания древнего человека около 40 тыс. лет назад. На этой территории можно наблюдать переход нескольких эпох развития человека: эпоха неолита, бронзы, железа — достигшая наиболее высокого развития (свидетельство тому — экспонаты в «скифском зверином стиле», найденные в курганах). Также яркими являются исторические периоды Тувы в составе Тюркского каганата (VI—VII вв.), Уйгурского каганата (VIII—IX вв.), в Древнекыргызском государстве, Чингисхана (XIII—XVI вв.), Алтын-ханов и Джугнарии (XVII—XVIII в.в.), Маньчжурской династии.

Революционные события 1917 г. оказали влияние на выбор Тувой дальнейшего пути развития. В 1921 году в Туве победила народная революция. 13—16 августа в местности Суг-Бажы Тандинского района состоялся Всетувинский учредительный хурал девяти хошунов, который провозгласил образование Тувинской Народной Республики и принял первую Конституцию.

С 1926 г. Тува стала называться Тувинской Народной Республикой (ТНР). Советская Россия оказывала огромное идеологическое влияние на республику. ТНР развивалась по некапиталистическому пути развития под руководством Тувинской народно-революционной партии. С началом Второй мировой войны обострившиеся международные отношения и обстановка в регионе окончательно определили вовлечение Тувинской республики в экономическое и военно-политическое объединение с СССР.

С 1943 г. тувинские добровольцы участвовали в сражениях на фронтах Великой Отечественной войны и за боевые заслуги награждены орденами и медалями СССР и ТНР. В 1944 г. Республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область. К моменту вхождения в РСФСР ТНР была полноправным государством со своими атрибутами. Имела Конституцию, флаг, герб, золотой запас, бюджет и полномочные представительства в СССР и Монгольской Народной Республике.

В 1961 г. Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую АССР.

В декабре 1990 г. Республика стала называться Тувинская Советская Республика, а в августе 1991 г. — Республика Тува. Конституция республики, принятая в октябре 1993 г., поменяла название «Тува» на «Тыва», так же официально стал называться титульный народ.

Географическое положение, природные ресурсы, климат

Находится на юге Восточной Сибири. Центральную и западную части Тувы занимает Тувинская котловина, окруженная хребтами Западного Саяна (на севере), Алтая (на западе), Танну-Ола (на юге). В пределах восточной, наиболее приподнятой части находятся юго-западные склоны Восточного Саяна, Тоджинская котловина, нагорья Восточно-Тувинское и Сангилен. Высота до 3 970 м (массив Монгут-Тайга). Месторождения руд цветных и редких металлов, каменного угля, асбеста, железной руды, золота, ртути и др.

Почти все реки принадлежат бассейну Енисея. Наиболее крупные: Верхний Енисей (Улуг-Хем) с левым притоком р. Хемчик, а также составляющие Енисея — Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). В Туве насчитывается 15 соленых и рассольных озер. Минеральные источники.

Климат резко континентальный. Зима морозная безветренная, в котловинах малоснежная. Средняя температура января от -28 °С до -35 °С. Лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Средняя температура июля от +15 °С до +20 °С. Осадков от 150 мм в год в котловинах до 1000 мм в горах. Расположена в степной зоне.  В котловинах преобладает степная растительность, встречаются участки сосновых лесов. По долинам крупных рек — тополевая урема. Горные леса (кедр, лиственница, сосна) занимают около половины территории, выше 2 200 м сменяются горными тундрами, реже — лугами.Фауна представлена многообразим видов,обусловленных столь многоликой средой обитания. Для степей характерны лисица, волк, многочисленные грызуны. В горно-таежных районах обитают соболь, колонок, горностай, росомаха, марал, бурый медведь, рысь и др., в высокогорье — горный козел, пищуха, тундряная и белая куропатки, в реках и пресных озерах — хариус, таймень, ленок, щука, язь, сиг и др.

Промышленность

Основу ресурсного потенциала Республики Тыва составляют запасы коксующегося и энергетического угля, кобальта, золота, цветных и редких металлов, редкоземельных элементов, различных строительных материалов, минеральных и пресных подземных вод.

Промышленность представлена добычей металлических руд, производством тепла и электроэнергетики, каменного угля, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.

Своеобразие природно-климатических условий республики исторически определило особен-ности сельскохозяйственной отрасли, позволяющие развитие животноводства (преимущественно овцеводство и мясомолочное скотоводство), козоводства и коневодства. Традиционно приоритетным является развитие отгонного животноводства. В хозяйствах республики разводится крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, лошади, птица. Сохранен и наращивается племенной скот. В тундре разводят оленей, в горах — яков, на юге, в полупустыне — верблюдов.

В Республике Тыва выращиваются зерновые и кормовые культуры, картофель, овощи, злаковые, но в небольших количествах.

Сельское хозяйство

Тува — аграрная республика. Главной отраслью сельского хозяйства является отгонное животноводство (преимущественно овцеводство и мясомолочное скотоводство); развиты также козоводство и коневодство. В тундре разводят оленей, в горах — яков, на юге, в полупустыне, — верблюдов.

Транспорт

Транспортная сеть Республики Тыва представ¬лена автомобильным, авиационным и водным транспортом.

Виды туризма

  • Культурно-познавательный
  • Оздоровительный
  • Охота и рыбалка
  • Активный
  • Экотуризм

Достопримечательности

  • Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина»
  • Этнокультурный комплекс «Алдын-Булак» «Теве-Хая» (Верблюжья скала)
  • Чараш-Даш — речка, рождающая фигурки
  • Горячие источники «Уш-Белдир» (Северный аржаан) и «Тарыс» (Южный аржаан)
  • Холодный аржаан «Шивилиг» («Еловый»)
  • Каменные изваяния «Уш-Кожээ»
  • Наскальные изображения святилища «Мугур-Саргол»
  • Пресное озеро «Чагытай»
  • Священная гора в форме кольца — Кежеге 

Знаменитые уроженцы

  • Анчимаа-Тока Хертек Амырбитовна (1912—2008) — тувинский и советский государственный деятель
  • Ажикмаа-Рушева Наталья Дойдаловна (1926) — тувинская советская балерина
  • Аракчаа Раиса Ажиевна (1925) — первая женщина-камнерез Тувы
  • Достай Елена Евгеньевна (1969) — заслуженный мастер спорта России по стрельбе из лука
  • Мунзук Максим Монгужукович (1910—1999) — советский тувинский актер. Один из основателей национального театра
  • Ондар Товарищтай Чадамбаевич (1948—1999) — тувинский скульптор
  • Ооржак Лариса Бюрбюевна (1985) — российская спортсменка по вольной борьбе
  • Оскал-оол Владимир Базыр-оолович (1920—1999) — основатель тувинского цирка, народный артист СССР
  • Рушева Надя Николаевна (1952—1969) — художник-график
  • Тока Салчак Калбахорекович (1901 — 1973) — тувинский советский государственный деятель и писатель
  • Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович (1960) — народный хоомейжи республики Тува, вокалист группы Хуун-Хуур-Ту. Заслуженный артист России
  • Чыргал-оол Алексей Боктаевич (1924 — 1989) — тувинский, советский композитор, педагог и музыкально-общественный деятель
  • Шойгу Сергей Кужугетович (1955) — министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

Телефоны для связи в экстренных случаях

  • Служба спасения — 01, (39422) 2-3278
  • Полиция — 02, (39422) 9-3602
  • Скорая медицинская помощь — 03, (39422) 3-5885, 9-1227
  • Тувгаз — 04, (39422) 6-6055
  • Междугородная телефонная станция (стол заказов) — 07
  • Телефонная справочная по г. Кызылу — 09
  • Оперативный дежурный МЧС — (39422) 2-1352
  • Дежурный Тувинского поисково-спасательного отряда — (39422) 4-0269 Дежурный МВД — (39422) 2-1824
  • Дежурный ГИБДД — (39422) 5-6629
  • Травмпункт — (39422) 3-2285
  • Дежурная часть УФСБ — (39422) 2-1719
  • Телефон доверия ФСБ — (39422) 2-1077
  • Дежурный Тывинской таможни — (39422) 2-2124
  • Миграционная служба по РТ — (39422) 3-0441

Источники получения информации о туристских возможностях региона

Туристско-информационные центры Информационный центр туризма:

г. Кызыл, ул. Калинина, д. 1б, каб. 205

Тел.: (39422) 6-4545

www.visittuva.ru

tuvainfo@yandex.ru

Территориальные органы МЧС России

Адрес: 667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Складская, д. 1б

Телефон: (39422) 2-1079

Факс: (39422) 2-1236