Рус  |   Eng  |   中文
The Far Eastern Federal District
The Privolzhsky Federal District
The North-Western Federal District
The Siberian Federal District
The Ural Federal District
The Central Federal District
The Southern Federal District
 

Novosibirsk

Ascencion CathedralKommunal bridgeRepresentation of Russian presidentAlexander  Nevsky Cathedral

The Subject of the Russian Federation:
Novosibirsk Region

Federal District: The Siberian Federal District

Area: 506,7 km2
Population: 1 409 137 persons.


Description

Novosibirsk — a city in Russia, an administrative center of the Novosibirsk region.

It was founded in 1893.

Population is 1,409,137 people (2010).

The city's area is 506.7 km².

Novosibirsk is divided into 10 administrative districts:

History

The first Russian settlements on the territory of modern Novosibirsk appeared in the last decade of the XVII century — the beginning of Peter's reign. This village, named Krivoschekovskaya (under the name of the serviceman Feodor Krenitsyn, who was called Krivoshchekov for the saber scar on his face), at least until 1712, served as a trade center between the Russians and the Teleuts, who were masters of the land on the other side of the Ob River.

This fact has determined the nature of settling of the territory of future Novosibirsk: right bank of the Ob was not popular among the Russian colonists, as there continued to be a fortress of one of the obeyed tribes after the Teleuts departure. Apparently, the representatives of this tribe (the Russians call them the “Chats”) were not friendly, so pioneers of the Russian colonization preferred to settle on the left bank, where a conglomerate of two dozen close to each other towns and villages was formed. Anyway, by the end of the XVIII century, the territory of the Left Bank Side of Novosibirsk had been fully populated.

On the 28th of April, 1982 the Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR was issued that Novosibirsk awarded the Order of Lenin for great merits of city workers in the revolutionary movement, their contribution to the fight against the Nazis during World War II and the progress, reached in economic and cultural development.

In February, 1990 Novosibirsk was given the status of the historic city as a center of science and culture of Siberia, and in 2000 the Siberian Federal District was formed by the Decree of the President Vladimir Putin, Novosibirsk was appointed as its center.

Nowadays Novosibirsk is at the 3rd place, according to the population size, and at the 30th place among cities of Russia, according to the square. It has the status of a urban district, an administrative center of the Novosibirsk Oblast and the Siberian Federal District, a scientific, cultural, industrial, transport, trade and business center of Siberia.

Geographical position

Novosibirsk is located in the south-eastern part of the West Siberian Plain in the Ob plateau, adjacent to the valley of the Ob River, near the reservoir, formed by the dam of the Novosibirsk Hydroelectric Power Station, at the intersection of forest and steppe zones. The left bank of the city has a flat relief. The right bank is characterized by a set of beams, ridges and ravines, because the transition to the mountain relief of the Salairskiy ridge begins there. The Zaeltsovskiy and the Kudryashovsky pine forests and the Novosibirsk reservoir adjoin the city.

Industry

Novosibirsk is the largest industrial center. The industrial complex includes 214 large and medium industrial enterprises. The leading industries are energy, gas, water, metallurgy, metalworking, mechanical engineering.

There are headquarters of several major Russian companies in the city.

Transportation

Novosibirsk is the largest transportation hub in Siberia.

The railway station "Novosibirsk-Main"- one of the largest in the country and is an architectural attraction of the city.

Automobile highways have 6 directions (in Omsk, Kolyvan, Jurga, Leninsk-Kuznetsk, Barnaul and Kamen on the Ob).

There is a bus station in the center of the city, at the beginning of the Red Avenue.

There are two airports: Tolmachevo, Northern (City) and the airfield Eltsovka on the territory of Chkalov NAPO. The Tolmachevo Airport has international status.

The city has 10 tram and 14 trolleybus routes.  

Attractions

  1. Novosibirsk State Academic Opera and Ballet Theatre (opened May 12, 1945) — the largest theater building in Russia;
  2. Rrailway station «Novosibirsk-Main» (put into operation in 1939);
  3. Alexander Nevsky Cathedral — the first stone building in the city, sanctified after only 6 years after the settlement’s appearance;
  4. Novosibirsk Regional Historical Museum;
  5. 100-flat House — a residential building, designed by the famous architect A.D. Kryachkov;
  6. Lenin House (now the Novosibirsk Philharmonic Society) — built in memory of the leaders of the October Revolution of 1917 during less than 6 months. For this project cards with the image of the original version of the building were issued that people called «bricks» (the cost of one postcard is 10 cents — the cost of one brick at that time). Postcards were bought by people during the shortest time;
  7. Building of the commercial assembly (rebuilt in the theater «Red Torch») — an architectural monument, originally built in 1914 by the design of A.D. Kryachkov;
  8. N.A. Lunin Locomotive Memorial FD21-3000, set up in memory of the innovator of rail transport;
  9. Novosibirsk Zoo that has a collection of more than 600 species of animals;
  10. Central Siberian Botanical Garden — the largest in the Asian part of Russia (an area of over 1000 hectares);
  11. Museum of the Sun — the Russia's only museum, dedicated to the signs and symbols of the Sun.

Famous people of the city

  • Leonid Kantorovich (1912-1986) – a scientist, a mathematician, an author of the linear programming method (Nobel Prize 1975)
  • Yuri Kondratyuk (real name - Shargey, Alexander Ignatievich) (1897-1942) – an engineer, one of the founders of the world’s astronautics and rocket production
  • Yuri Magalif (1918-2001) - a children's writer, a poet and a playwright.
  • Nikolai Nikitin (1907-1973) – a scientist and an engineer, an author of the Ostankino Tower, a participant of projects of Lomonosov Moscow State University and the Palace of Culture and Science in Warsaw.

Рус  |   Eng  |   中文
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
 

Новосибирск

Ascencion CathedralЗал Оперного театраКоммунальный мостПредставительство Президента РоссииСобор Александра НевскогоКомпозиция Сибирские просторыВокзал Новосибирск-ГлавныйЛедовый городок на набережнойЛедовый городокМетромостНовосибирск панорамный видНовосибирскОбластной театр куколПарусная регата на Обском мореСтоквартирный домТеатр ГлобусТеатр Красный факелФестиваль снежных фигурФонтан в центреФонтан на ОбиФонтанХрамЦентр городаЦирк

Субъект Российской Федерации:
Новосибирская область

Федеральный округ: Сибирский федеральный округ

Площадь: 506,7 км2
Население: 1 409 137 чел.


Описание

Новосибирск — город в России, административный центр Новосибирской области.

Год основания: 1893 г.

Население: 1 409 137 человек. (2010).

Площадь города: 506,7 км².

Новосибирск подразделяется на 10 административных районов.

История

Возникновение первого русского поселения на территории современного Новосибирска датируется последним десятилетием XVII века — начало петровского правления. Названая Кривощековской (по кличке томского служилого человека Федора Креницына, которого за сабельный шрам на лице звали Кривощеком) эта деревня, по крайней мере до 1712 года, выполняла функции торгового центра между русскими и телеутами, которые были хозяевами земель по другую сторону Оби.

Этим обстоятельством и определился характер заселения территории будущего Новосибирска: правый берег Оби не был популярным у русских колонистов, так как там и после ухода телеутов продолжала стоять крепость одного из подчинявшихся им племен. Видимо, представители этого племени (русские их звали «чатами») не были дружелюбными, поэтому пионеры русской колонизации предпочитали обживать левый берег, где и сложился конгломерат из двух десятков прижавшихся друг к другу сел и деревень. Во всяком случае, к концу XVIII века территория новосибирского Левобережья была полностью заселена.

28 апреля 1982 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о награждении Новосибирска орденом Ленина за большие заслуги трудящихся города в революционном движении, их вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.

В феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а в 2000 году указом Президента РФ Владимира Путина был образован Сибирский федеральный округ, центром которого был назначен Новосибирск.

Сегодня Новосибирск занимает 3 по численности населения и 30 по площади, место в списке городов России, имеет статус городского округа, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, научный, культурный, промышленный, транспортный, торговый и деловой центр Сибири.

Географическое положение

Новосибирск расположен в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС, на пересечении лесной и лесостепной природных зон. Левобережная часть города имеет плоский рельеф, правобережная характеризуется множеством балок, грив и оврагов, поскольку здесь начинается переход к горному рельефу Салаирского кряжа. К городу примыкают Заельцовский и Кудряшовский боры, Новосибирское водохранилище.

Промышленность

Новосибирск является крупным промышленным центром. Основу промышленного комплекса составляют 214 крупных и средних промышленных предприятий. Ведущими отраслями промышленности являются энергетика, газоснабжение, водоснабжение, металлургия, металлообработка, машиностроение.

В городе расположены головные офисы ряда крупных российских компаний.

Транспорт

Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири.

Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный» — один из самых крупных в стране и является архитектурной достопримечательностью города. А

втомобильные шоссе идут из города в 6 направлениях (на Омск, Колывань, Юргу, Ленинск-Кузнецкий, Барнаул и Камень на Оби).

В центре города, в начале Красного проспекта расположен автовокзал.

В городе имеется два аэропорта: Толмачёво, Северный (Городской) и аэродром Ельцовка на территории НАПО им. Чкалова. Аэропорт Толмачёво имеет международный статус.

В городе действует 10 трамвайных и 14 троллейбусных маршрутов.

Достопримечательности

  • Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (открыт 12 мая 1945 года) — крупнейшее театральное здание России
  • Вокзал железнодорожной станции «Новосибирск-Главный» (принят в эксплуатацию в 1939 году
  • Собор Александра Невского — первое каменное здание города, освящённое спустя всего 6 лет после возникновения поселения
  • Новосибирский областной краеведческий музей  
  • Стоквартирный дом  — жилой дом, построенный по проекту знаменитого архитектора А. Д. Крячкова
  • Дом им. В. И. Ленина (ныне Новосибирская филармония)  — построен в память о руководителе Октябрьской революции 1917 года менее чем за 6 месяцев. Для реализации этого проекта были выпущены открытки с изображением первоначального варианта здания, которые народ прозвал «кирпичиками» (стоимость одной открытки составляла 10 копеек — стоимость одного кирпича в то время). Открытки были раскуплены людьми в кратчайшие сроки
  • Здание коммерческого собрания (реконструировано в театр «Красный факел») — памятник архитектуры, первоначально построенный в 1914 году по проекту А. Д. Крячкова
  • Паровоз-памятник ФД21-3000 Н. А. Лунина, установленный в память о новаторе железнодорожного транспорта
  • Новосибирский зоопарк, обладающий коллекцией более чем в 600 видов животных
  • Центральный сибирский ботанический сад — крупнейший в азиатской части России (площадь более 1 000 га)
  • Музей солнца — единственный в России музей посвящённый знакам и символам Солнца.

Известные люди города

  • Леонид Канторович   (1912—1986) — учёный, математик, автор метода линейного программирования (Нобелевская премия 1975 года)
  • Юрий Кондратюк (настоящее имя — Шаргей, Александр Игнатьевич) (1897—1942) — инженер, один из основоположников мировой космонавтики и ракетостроения
  • Юрий Магалиф (1918—2001) — детский писатель, поэт, драматург.
  • Николай Никитин (1907—1973) — учёный и инженер, автор проекта Останкинской башни, участник проектов МГУ им. Ломоносова и Дворца культуры и науки в Варшаве