Рус  |   Eng  |   中文
The Far Eastern Federal District
The Privolzhsky Federal District
The North-Western Federal District
The Siberian Federal District
The Ural Federal District
The Central Federal District
The Southern Federal District
 

Tula

Uspensky (Assumption)Cathedral in the KremlinMonument toMonument to Peter I at the entrance of Armory in Tula

The Subject of the Russian Federation:
Tula Region

Federal District: The Central Federal District

Area: 187,7 km2
Population: 492 000 persons.


Description

Tula is the administrative center of Tula Oblast, the hero-city.

The city's constant population is about 500 thousand people.

The distance from Moscow to Tula is 193 km

History

Probably, the formation of the original settlement of Tula is dated from XI-XII centuries, and for the first time it is mentioned in Nikonovsk chronicle in 1146. Apparently, the title "Tula" is closely connected with the river Tulitsa and most likely is interpreted as "hidden, inaccessible place, ark of refuge, asylum for protection".

The first Tula settlement was located on the right bank of Upa, near the outfall of Tulitsa. In XIII century, the north-east part of Chernigov duchy, which included Tula, was occupied by Ryazan knyazes.

In 1430-1434, Tula was the demesne of Grand Duke of Lithuania Vytautas according to the agreement with Ryazan Knyaz Ivan Fedorovich. The accession of Tula to Moscow territories happened under Vasily II (1425-1462), and since its historical development has been connected with Moscow duchy.

Since XVI century, Tula became to have a significant strategic importance, because it was located on the south margins of Moscow State, on its steppe border and near to several roads along which the Tatars moved. In order to strengthen this border, the wooden jail with double wall and turrets on the left bank of Upa, which is less flooded, was built at Knyaz Vasily III dictation in Tula in 1509.

In 1514, the construction of a stone fortress was begun within an oak fortress and finished in 1520. In contrast to rounded shapes of an oak fortress, Tula's Kremlin had the shape of a regular quadrilateral. The stone Kremlin became to head back the way to Moscow duchy, taking upon itself the Tatar raids. The Kremlin became the center of Tula. Streets and roads went to the Kremlin's walls from all gate towers and passable gateways of the oak town. Squares and city's buildings were placed near the Kremlin. The Cathedral of the Assumption, houses of vaivodes and the protopapas were built in the Kremlin. There were also "siege yards", where in anxious times the surrounding population was hidden, and cage-houses, where craftsmen worked. One of the first Tula's streets - Great Kremlin's Street – was formed among the built-up Kremlin.

In 1552, Tula's Kremlin stood hard siege of the Crimean Khan Devlet Girey I, which has led to Tula his thirty-thousand army. The townsfolk has repelled the attack of  Crimean troops until the arrival of Ivan Grozniy's army. To avoid the constant threat of attack, the Moscow government has engaged in the foundation of a defense perimeter - abatis defense line - from the middle of XVI century. The line was considered as preserved, and a passing and travelling through it in unpermitted places was prohibited. Due to the fact that Tula was situated in the center of this defense line, it along with its south margin took upon itself all dangers of the overrun.

In XVII century, Tula became witness of the intervention in Russia. In 1605, Tula was occupied by Lzhedmitry, and there he expected the fall of Moscow. In 1607, peasant rebels under the leadership of Bolotnikov occupied Tula. Only four months later, Moscow troops under the command of Vasily Shuisky have been able to break the resistance, ponded Upa and flooded the Kremlin. The events of the Time of Troubles devastated and destroyed the town. Due to the state's demand for metal and armament, Moscow knyazes turned attention to the organization of own arms industry at the late of XV century. The Decree of Tsar Fedor Ivanovich, which freed of Tula's "home-made" blacksmithes from tributes and territorial duties, and obligated them to produce state weapons, served as the beginning of the development of gun smithing in Tula.

In XVII century, factories for the producing of cast iron and ferrum from iron stone, and weapons casting, were emerged in Tula. The first weapons factory in Tula was built by Russian Dutch Vinius; the permission for the construction of it he has obtained by Tsar Mikhail Fedorovich in 1632. Later, new factories, which produced not only military but also household metal products, were built near Tula by his partners - Peter Marselius and Philemon Akema.

XVIII century was a new era in the development of the city. Since the time of Peter I, Tula's arms production was taken over by local blacksmiths - gunsmiths, and, above all, by the enterprising and skilled armourer Nikita Demidovich Demidov, who was the ancestor of industrialists, well-known in XVIII century. Later, under the decree of Peter I, the first rifle manufactory was built in Tula; that was a state weapons factory, which served as the basis of the whole gun smithing in Russia. In 1712, State weapons factory, concentrated a dispersed handicraft industry of blacksmiths – gunsmiths, and was built.

In XVIII century, Tula became known as a great industrial center of the iron and cast iron production. In 1777, Tula - the provincial town of Moscow governorate – became primarily the vicegerency with a range of district cities, and autonomous civil administration, and in 1797, became the center of Tula governorate, remained the center of Tula district.

In the late XIX — early XX century, large enterprises of metallurgical, metalworking, military, and sugar industry were built in Tula; they along with the weapons factory, that has reconstructed in 1870—1973, ranged among the largest industrial enterprises in Russia. Coincidently with the large industry, the handicraft industry — hard, samovar, harmony, gingerbread production - was developed.

In 1898, the Social Democratic group was emerged in Tula. The committee of Russian Social Democratic Labour Party was founded in 1901. Soviet power was established on December 7 (20) in 1917.

During the Civil War the city was the center of the Red Army.

In October—December 1941, within 45 days (Tula operation), Tula was within almost absolute ring of siege, incurred to artillery and mortar attack and air strikes of Hitlerite aviation.

Under the attacks of the Red Army, the enemy has retired to the south, the siege of Tula was relieved.

 Geographical location

Tula is situated almost in the center of European Russia on the Central Russian Upland, within steppe and forest steppe zones.

The main Tula's waterway is the river Upa, the right tributary of Oka. 3 tributaries fall into Upa within the territory of Tula– Tulitsa, Voronka and Bezhka.

The climate is moderately continental, that is characterized by enough warm summer with the average temperature in July +18.4 °C and moderately cold winter. The average temperature in January is −7.5 °C in Tula.

The annual precipitation is 500–700 mm.

Industry

Tula is a developed industrial center of Russia.

Metallurgy industry, machinery and metal working, food production is very important in the industrial structure of Tula.

Transport

Tula is a great railway junction, connected with Moscow, Petersburg, south resorts of Russia. There are two railway stations in Tula – Moscow and Ryazhsk.

The bus service is developed.

Attractions

  • Tula's Kremlin
  • Tula's State Museum of Weapons
  • The museum "Tula samovars"
  • The museum "Tula spice cake"
  • Tula's regional exotarrium
  • Tula's Regional Museum of  Fine Arts
  • Tula's  State Circus

Famous people of the city

  • Ivan Bolotnikov (? -1608) is the leader of the Peasants' War, 1606-1607
  • Nikita Demidov (1656—1725) is  Russian industrialist
  • Batashevs Brothers is the largest steel industrialist, founders and owners of one and half dozen factories
  • Dmitry Dokhturov (1759—1816) is Russian general, the hero of the War of 1812
  • Aleksey Homyakov (1804-1860) is Russian poet, publicist, theologian and philosopher
  • Konstantin Ushinsky (1824-1870) is Russian teacher, the founder of scientific pedagogy in Russia
  • Mikhail Saltykov-Shchedrin (1826-1889) is famous Russian writer and satirist
  • Lev Tolstoy (1828-1910) is famous Russian writer
  • Nikolai Beloborodov (1828-1912) is accordionist, teacher, bandmaster, arranger and maker of the chromatic accordion, the founder of the world's first orchestra of accordionists
  • Vasily Batashev (1840 - up to 1896) is Tula's merchant of the first guild, founder of the steam samovar factory of  brothers Batashevs
  • Leonti Chulkov (1846-1918) is harmony master, designer of  harmonics
  • Alexander Batashev (1848-1912) is one of the founders of  Moscow Zoo, philanthropist, founder of Russian poultry industry
  • Sergey Mosin (1849-1902) is Russian designer and organizer of the production of small-arms weapon
  • Vsevolod Rudnev (1855-1913) is the hero of the Russian-Japanese war, Rear-Admiral of the Fleet, commander of the famous cruiser "Varangian"
  • Peter Belousov (1856-1896) is Doctor of Medicine, Medical Officer, the creator of one of the best city parks in Russia
  • Vikentiy Veresaev (1867—1945) is Russian writer
  • Fedor Tokarev (1871-1968) is Soviet designer of small-arms weapon, the Hero of Socialist Labor (1940)
  • Marya Uspenskaya (1876-1949) is Russian-American actress,  the Oscar Awards nominee
  • Vasily Degtyarev (1879-1949) is designer of small-arms weapon
  •  Michael Menzbir (1885-1935) is Soviet zoologist and ornithologist, the member of the Academy of Sciences of the USSR (1929)
  • Vsevolod Sanaev (1912-1996) is Soviet film and theater actor, National Artist of  the USSR (1969)
  • Nikolai Makarov (1914-1988) is Soviet designer of small-arms weapon
  • Boris Safonov (1915-1942) is Soviet pilot, the hero of World War II, twice the Hero of the Soviet Union
  • Algirdas Greimas (1917-1992) is Lithuanian and French philologer
  • Ivan Davydov (b. 1918) is a participant of the Great Patriotic War (1941-1945), a member of the defense of Tula. He worked as deputy chairman of  Tula and Prioka Councils of National Economy, Deputy Chairman of the Board of the Central Union of Consumer Cooperatives of the USSR, from 1969 to 1987 - Deputy Minister of Commerce of the USSR

Phones for communication in emergencies

  • Fire emergency — 01
  • Police — 02
  • Emergency Control Centre of STSI — 002
  • Ambulance — 03
  • Paid ambulance — 003
  • The first-aid and emergency station — (4872) 36-3580
  • Emergency dispatcher service (all issues) — 005
  • Emergency service of city gas — 04
  • Pasteur post (animal bites) — (4872) 31-0626
  • Dental health service — (4872) 21-5427
  • Hotline of Department of Internal Affairs — (4872) 32-2285
  • Hotline of  STSI — (4872) 42-5555
  • Center for Veterinary Care (within 24 hours) — (4872) 31-5119
  • Tow truck — (4872) 26-8385, (4872) 45-1295, (4872) 28-1913
  • Telephone of psychological aid («crisis center») — (4872) 49-0200, (4872) 49-0302
  • Rescue service (an opening of doors, etc.) — (4872) 41-1911
  • Bureau of registration of accidents — (4872) 23-3223
  • All-night drugstores — (4872) 36-2991, (4872) 31-2661
  • Injury care center — (4872) 31-0568
  • Childish injury care center — (4872) 31-0466

Sources of information on tourism opportunities in the Oblast  

www.tula.ru

Territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia

State administration of fire inspection of Chief Directorate of the MES of Russia for Tula Oblast:

300034, Tula, Lenina av., b. 28

Telephone: (4872) 36-44-74

Рус  |   Eng  |   中文
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Центральный федеральный округ
Южный федеральный округ
 

Тула

Успенский собор в КремлеПамятник ЛевшеПамятник Петру I у входа в Тульский оружейный заводТульский «Белый дом»Богородицерождественский монастырьБогородицкий Дворец-музейБогородичный Щегловский монастырьМемориал тулякам-героямМузей оружияМузей самоваровПамятник Л.Н.ТолстомуПамятник Никите ДемидовуПамятник С.ЕсенинуПамятник С.И.МосинуПамятник танку т-34Площадь Победы Свято-Алексеевский храм Собор Всех Святых Тульский кремльТула День города Ярмарка Тульский пряникТульский кремль Успенский соборУспенский собор

Субъект Российской Федерации:
Тульская область

Федеральный округ: Центральный федеральный округ

Площадь: 187,7 км2
Население: 492 000 чел.


Описание

Тула — административный центр Тульской области. Город-герой.

Постоянная численность населения порядка 500 тыс. человек.

Расстояние от г. Москвы до г. Тулы — 193 км

История

Вероятно, возникновение первоначального поселения Тулы относится к XI—XII векам, а впервые оно упоминается в Никоновской летописи под 1146 годом. Название «Тула», видимо, тесно связано с речкой Тулицей и скорее всего толкуется как «скрытое, недоступное место, затулье, притулье для защиты».

Первое Тульское городище находилось на правом берегу Упы, близ устья Тулицы. В XIII веке северо-восточная часть Черниговского княжества, в которую входила и Тула, была захвачена рязанскими князьями.

В 1430—1434 Тула являлась владением великого князя Литовского Витовта по договору с рязанским князем Иваном Фёдоровичем. Полное присоединение Тулы к московским владениям произошло при Василии II (1425—1462), и с тех пор её историческое развитие стало связано с Московским княжеством.

С XVI века Тула стала иметь большое стратегическое значение, так как располагалась на южной окраине Московского государства, на его степной границе и вблизи нескольких дорог, по которым двигались татары. Для укрепления этой границы по велению князя Василия III в 1509 году в Туле на левом, менее затопляемом берегу Упы был построен деревянный острог с двойной стеной и боевыми башнями.

В 1514 году внутри дубовой крепости началось строительство каменной крепости, законченной в 1520 году. В отличие от округлых очертаний дубовой крепости, Тульский кремль имел форму правильного четырёхугольника. Каменный кремль стал преграждать путь к Московскому княжеству, принимая на себя набеги татар. Кремль стал центром Тулы. К стенам кремля от всех проездных башен и проходных ворот дубового города тянулись улицы и дороги. Вблизи кремля располагались площади и городские строения. В самом кремле соорудили Успенский собор, были построены дома воевод и протопопа. Здесь же находились «осадные дворы», куда в тревожное время скрывалось окрестное население, и клети-избы, в которых трудились ремесленники. Среди застроенного кремля образовалась одна из первых улиц Тулы — Большая Кремлёвская.

В 1552 году Тульский кремль выдержал тяжёлую осаду крымского хана Девлета I Гирея, который подвел к Туле свою тридцатитысячную армию. Жители города отражали атаку крымского войска до подхода войск Ивана Грозного. Для предотвращения постоянной угрозы нападения Московское правительство с середины XVI века занялось созданием оборонительного рубежа — засечной черты. Черта считалась заповедной, и в неположенных местах через неё запрещался проход и проезд. В связи с тем что Тула находилась в самом центре этой засечной черты, то вместе со всей южной окраиной брала на себя все опасности вторжения.

В XVII веке Тула стала свидетельницей интервенции в России. В 1605 году её захватил Лжедмитрий и ожидал здесь падения Москвы. В 1607 году Тулу захватили крестьянские повстанцы под предводительством Болотникова. Только спустя четыре месяца московским войскам под предводительством Василия Шуйского удалось сломить сопротивление, запрудив Упу и затопив кремль. События Смутного времени опустошили и разорили город. В связи с потребностью страны в металле и вооружении московские князья ещё в конце XV века обратили внимание на устройство собственной оружейной промышленности. Началом развития казённого оружейного дела в Туле послужил указ царя Фёдора Ивановича, освободивший тульских «самопальных» кузнецов от податей и земских повинностей и обязавший их изготавливать казённое оружие.

В XVII веке в Туле уже появляются заводы для изготовления из железной руды чугуна и железа и отливки из них оружия. Первый оружейный завод в Туле был построен русским голландцем Виниусом, разрешение на строительство которого он получил в 1632 году от царя Михаила Фёдоровича. Позже его компаньонами, Петром Марселиусом и Филимоном Акемой, были построены близ Тулы новые заводы, изготовлявшие не только военные, но и хозяйственные металлические изделия. XVIII век стал новой эпохой в развитии города. Со времени Петра I оружейное производство Тулы перешло в руки местных кузнецов-оружейников и, прежде всего, к предприимчивому и искусному оружейнику Никите Демидовичу Демидову, родоначальнику известных в XVIII веке промышленников. Позже, по приказу Петра I, в Туле строится первая ружейная мануфактура – казённый оружейный завод, послуживший основанием всего оружейного дела в России. В 1712 году был построен казённый Оружейный завод, где сконцентрировалось разбросанное кустарное производство кузнецов-оружейников.

В XVIII веке Тула стала известна как крупный промышленный центр железного и чугунного производства. В 1777 году из провинциального города Московской губернии Тула преобразуется сначала в наместничество с рядом уездных городов и самостоятельным гражданским управлением, а в 1797 году становится центром Тульской губернии, оставаясь центром Тульского уезда.

В конце XIX — начале XX века в Туле появились крупные предприятия металлургической, металлообрабатывающей, военной и сахарной промышленности, которые вместе с реконструированным в 1870—73 годах оружейным заводом стояли в одном ряду с крупнейшими промышленными предприятиями России. Одновременно с крупной развивалась и кустарная промышленность — скобяная, самоварная, гармонная, пряничное производство.

В 1898 году в Туле возникла социал-демократическая группа, в 1901 — комитет РСДРП. Советская власть была установлена 7(20) декабря 1917 года.

В годы Гражданской войны город был центром вооружения Красной Армии.

В октябре — декабре 1941 года, в течение 45 дней (Тульская операция), Тула находилась почти в полном кольце осады, подвергалась артиллерийскому и миномётному обстрелу и воздушным налётам гитлеровской авиации. Под ударами Красной Армии враг отступил на юг, осада Тулы была снята.

Географическое положение

Тула расположена почти в самом центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон.

Главная водная артерия Тулы — река Упа, правый приток Оки. На территории Тулы в неё впадает три притока: Тулица, Воронка и Бежка.

Климат Тулы умеренно континентальный, что характеризуется довольно тёплым летом со средней температурой июля +18,4 °C и умеренно холодной зимой. Средняя температура января в Туле составляет −7,5 °C.

Годовое количество осадков — 500–700 мм.

Промышленность

Тула — крупный российский промышленный центр.

Важное значение в структуре промышленности Тулы имеют металлургическая промышленность, машиностроение и металлообработка и производство пищевых продуктов.

Транспорт

Тула является крупным железнодорожным узлом, связанным с Москвой, Санкт-Петербургом, южными курортами России. В Туле имеются два железнодорожных вокзала — Московский и Ряжский.

Развито автобусное сообщение.

Достопримечательности

  • Тульский кремль
  • Тульский государственный музей оружия
  • Музей «Тульские самовары»
  • Музей «Тульский пряник»
  • Тульский областной экзотариум
  • Тульский областной музей изобразительных искусств
  • Тульский государственный цирк

Известные люди города

  • Иван Болотников (?—1608) — предводитель Крестьянской войны 1606—1607
  • Никита Демидов (1656—1725) — русский промышленник
  • Братья Баташевы — крупнейшие сталепромышленники, основатели и владельцы полутора десятков заводов
  • Дмитрий Дохтуров (1759—1816) — русский генерал, герой войны 1812 года.
  • Алексей Хомяков (1804—1860) — русский поэт, публицист, богослов, философ.
  • Константин Ушинский (1824—1870) — российский педагог, основоположник научной педагогики в России
  • Михаил Салтыков-Щедрин (1826—1889) — знаменитый русский писатель, сатирик
  • Лев олстой (1828—1910) — знаменитый русский писатель
  • Николай Белобородов (1828—1912) — гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов
  • Василий Баташев (1840 — до 1896) — тульский I гильдии купец, основатель паровой самоварной фабрики братьев Баташевых
  • Леонтий Чулков (1846—1918) — гармонный мастер, конструктор гармоник
  • Александр Баташев (1848—1912) — один из основателей Московского зоопарка, меценат, основатель российского птицеводства
  • Сергей Мосин (1849—1902) — российский конструктор и организатор производства стрелкового оружия
  • Всеволод Руднев (1855—1913) — герой русско-японской войны, контр-адмирал Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг»
  • Пётр Белоусов (1856—1896) — доктор медицины, санитарный врач, создатель одного из лучших в России городских парков
  • Викентий Вересаев (1867—1945) — русский писатель
  • Фёдор Токарев (1871—1968) — советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1940)
  • Мария Успенская (1876—1949) — русско-американская актриса, номинантка на премию «Оскар»
  • Василий Дегтярёв (1879—1949) — конструктор стрелкового оружия
  • Михаил Мензбир (1885—1935) — советский зоолог и орнитолог, академик АН СССР (1929)
  • Всеволод Санаев (1912—1996) — советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1969)
  • Николай Макаров (1914—1988) — советский конструктор стрелкового оружия
  • Борис Сафонов (1915—1942) — советский лётчик, герой Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза.
  • Альгирдас Греймас (1917—1992) — литовский и французский филолог
  • Иван Давыдов (род. 1918) — участник Великой Отечественной войны (1941—1945 гг), участник обороны Тулы. Работал заместителем председателя Тульского и Приокского Совнархозов, заместителем председателя правления Центросюза СССР, с 1969 по 1987 годы — заместитель министра торговли СССР

Телефоны для связи в экстренных случаях

  • Пожарные — 01
  • Милиция — 02
  • Дежурная часть ГИБДД — 002
  • Скорая помощь — 03
  • Платная скорая помощь — 003
  • Станция скорой и неотложной помощи — (4872) 36-3580
  • Аварийная диспетчерская служба (по всем вопросам) — 005
  • Аварийная служба горгаза — 04
  • Пастеровский пункт (при укусах животными) — (4872) 31-0626
  • Стоматологическая помощь — (4872) 21-5427
  • Телефон доверия УВД — (4872) 32-2285
  • Телефон доверия ГИБДД — (4872) 42-5555
  • Центр ветеринарной помощи (круглосуточно) — (4872) 31-5119
  • Эвакуатор — (4872) 26-8385, (4872) 45-1295, (4872) 28-1913
  • Телефон психологической помощи («служба доверия») — (4872) 49-0200, (4872) 49-0302
  • Служба спасения (вскрытие дверей и пр.) — (4872) 41-1911
  • Бюро регистрации несчастных случаев — (4872) 23-3223
  • Дежурные аптеки — (4872) 36-2991, (4872) 31-2661
  • Травмпункт — (4872) 31-0568
  • Детский травмпункт — (4872) 31-0466

Источники получения информации о туристических возможностях региона

www.tula.ru

Территориальные органы МЧС России

Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Тульской области:

300034, г. Тула, пр-кт Ленина, д. 28

Телефон: (4872) 36-4474